Введение
Анестезиология и реаниматология — одна из наиболее ответственных, жизненно необходимых и интересных медицинских специальностей, поскольку она интегрирует все медицинские знания, направленные на предотвращение критических ситуаций, сохранение жизни и восстановление функций организма пациента [1, 2].
Принципиальным отличием деятельности врача — анестезиолога-реаниматолога от других медицинских специальностей является то, что его профессиональный успех, спасение жизни и выздоровление пациента напрямую зависит не только и даже не столько от имеющихся у него знаний, профессиональных навыков и умений, сколько от личностных способностей принимать решения, незамедлительно действовать и обеспечивать эффективную коммуникацию между всеми участниками лечебного процесса в условиях максимального стресса и критической ситуации [2, 3, 4]. Отсутствие этих личностных качеств может нивелировать все другие достоинства врача, которыми он обладает, хотя они могут быть также крайне важными [3, 5].
По мнению ведущих экспертов мировой анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии как науки, оказание медицинской помощи пациентам, нуждающимся в хирургических вмешательствах или мероприятиях интенсивной терапии сопряжено с высоким риском развития предотвратимых осложнений и критических инцидентов, причиной которых является человеческий фактор и отсутствие эффективного сотрудничества между всеми специалистами, участвующими в оказании медицинской помощи [6].
Критические инциденты, связанные как с хирургическим вмешательством, так и с проведением анестезии, являются причиной экстренного поступления в отделения реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) в 12,8–52,2 % случаев [7].
В развитых странах серьезные осложнения возникают в 3–16 % при экстренных хирургических вмешательствах, уровень инвалидности и смертности варьирует в диапазоне 0,4–0,8 % [8]. Смертность, ассоциированная с осложнениями анестезии, составляет примерно 1/100 000 случаев [9].
Rothschild J.M. et al. установили, что за сутки в ОРИТ возникает 0,8 нежелательных событий и 1,5 серьезных ошибки на 10 коек, средняя частота серьезных ошибок составляет 149,7 на 1000 пациентов-дней, при этом 45 % всех нежелательных инцидентов являются предотвратимыми [10].
Когнитивные ошибки являются основной причиной причинения вреда здоровью пациента. Имеются данные, свидетельствующие о том, что простые технические дефекты или погрешности составляют лишь незначительный процент от диагностических и лечебных ошибок в условиях ОРИТ [11].
Дефекты мониторинга, отсутствие планирования и эффективной командной работы, проблемы коммуникации, нечеткое руководство, отсутствие ситуационной осведомленности и систем безопасности могут оказать более значимое влияние на исход заболевания у пациента, нуждающегося в хирургическом вмешательстве или лечении в ОРИТ по сравнению с отсутствием каких-либо знаний или навыков у отдельно взятого специалиста [12].
Все указанные проблемы становятся наиболее очевидными и значимыми во время остановки кровообращения в операционной, при развитии других чрезвычайных ситуаций, где применение стандартов и шаблонов, работающих в штатной ситуации, становится менее эффективным [13–15].
В современных исследованиях по психологии широко используются такие термины как hard skills («жесткие» навыки) и soft skills («гибкие» навыки).
Основным отличием hard skills от soft skills является то, что первые отражают особенности профессиональной деятельности и могут быть получены и оценены в процессе обучения.
Знания, умения и навыки, скрывающиеся под термином soft skills подразумевают под собой универсальные общечеловеческие компетенции или, другими словами, свойства отдельной личности, которые практически нельзя оценить, поскольку они неизмеримы и приобретаются на протяжении всего жизненного пути человека [14, 15]. Компетенциями, которые могут быть отнесены к soft skills, являются коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность, дружелюбие и др.
Именно эти навыки определяют успех человека в личной и профессиональной жизни, его развитие и психологическое благополучие, что справедливо для всех областей деятельности, однако особенно актуально в профессиях, где от знаний и умений специалистов зависит жизнь других людей (структура безопасности, медицина, транспорт) [16-19].
В качестве примера можно привести черты личности летчика-аса, которые весьма многочисленны, но основным, по нашему мнению, является стремление участвовать в воздушном бою и победить в нем [20].
Если же экстраполировать эти черты на личность врача — анестезиолога-реаниматолога, то это постоянная готовность к устранению любых неблагоприятных инцидентов, мощная жизненная энергия, направленная на спасение жизни человека, что отражено в известной крылатой фразе: «Aliis inserviendo consumor» («Светя другим, сгораю»). В тоже время нельзя не отметить, что исследования, посвященные характеристике личности врача — анестезиолога-реаниматолога, практически отсутствуют, что и послужило основанием для данной работы.
Цель исследования
Изучить мнение врачей — анестезиологов-реаниматологов о свойствах личности, которые необходимы для реализации трудовой деятельности в анестезиологии-реаниматологии.
Материалы и методы
Был проведен анонимный онлайн-опрос врачей — анестезиологов-реаниматологов (включая ординаторов) на базе google-формы, в котором приняло участие 140 человек. Среди респондентов было 44,3 % мужчин и 55,7 % женщин. Возраст 80 % респондентов был менее 35 лет, стаж работы более чем у 70 % опрошенных был менее пяти лет, основная часть респондентов работала в отделениях анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии (табл. 1).
Характеристика | Описание | Абс. число | % |
---|---|---|---|
Возраст | Менее 35 лет | 113 | 80,7 |
35–45 лет | 13 | 9,3 | |
45–55 лет | 7 | 5 | |
55–60 лет | 6 | 4,3 | |
Более 60 лет | 1 | 0,7 | |
Пол | Мужской | 62 | 44,28 |
Женский | 78 | 55,72 | |
Стаж работы | Ординатор | 83 | 59,2 |
Менее 5 лет | 19 | 13,5 | |
5–10 лет | 13 | 9,2 | |
10–15 лет | 6 | 4,2 | |
15–20 лет | 5 | 3,6 | |
Более 20 лет | 14 | 10,3 | |
Профиль отделения | Отделение анестезиологии и реанимации | 95 | 67,8 |
Отделение анестезиологии | 17 | 12,1 | |
ОРИТ общего профиля | 17 | 12,1 | |
ОРИТ хирургического профиля | 4 | 0,02 | |
Специализированное ОРИТ (нейрохирургия, кардиохирургия и т. п.) | 7 | 7,98 |
Google-форма была создана с учетом рекомендаций по дизайну и конструированию анкет для сбора информации среди сотрудников сферы здравоохранения и пациентов [21].
Анкета состояла из 12 блоков, куда вошло 97 характеристик личности: аттенционные (5), мнемические (11), моторные (10), сенсорные (5), изобразительные (5), мыслительные (10), эмоциональные (8), волевые (13), речевые (6), коммуникативные (9), работоспособность (9) и наблюдательность (6). Пример волевых характеристик представлен в табл. 2.
№ | Свойство личности |
---|---|
1 | Умение заставить себя делать неинтересную, но необходимую работу |
2 | Умение отстаивать свою точку зрения |
3 | Умение подчиняться, в точности исполнять предписания |
4 | Способность к длительной умственной работе, без ухудшения качества и снижения темпа |
5 | Упорство в преодолении возникающих трудностей |
6 | Способность к длительному сохранению высокой активности (энергичность) |
7 | Малая внушаемость, способность не поддаваться влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц |
8 | Способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях |
9 | Способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности |
10 | Сохранение собранности в условиях, стимулирующих возбуждение |
11 | Эффективность преодоления чувства усталости |
12 | Способность к волевой мобилизации |
13 | Высокий самоконтроль эмоций и поведения |
Важность наличия того или иного свойства у врача — анестезиолога-реаниматолога нужно было оценить в баллах от 0 до 2: 0 — не имеет никакого значения для профессиональной деятельности; 1 — желательно и 2 — совершенно необходимо.
Статистический анализ
Данные электронных анкет были собраны онлайн и перенесены в таблицы Microsoft Office Excel 2016, где осуществлялось хранение, систематизация исходных данных, устранение ошибок и погрешностей ввода, визуализация полученных результатов. Описательные характеристики представлены в абсолютных цифрах и процентом выражении.
Результаты
На основании проведенного опроса выделено 15 основных характеристик личности, которые, по мнению респондентов, не оказывают влияния на профессиональную деятельность врача — анестезиолога-реаниматолога. В пятерку лидеров вошли такие свойства, как «красивый почерк», «особая память на внешность и поведение человека»; «сильный, звучный и выносливый голос»; «умение быстро записывать»; «способность переживать то, что переживают и чувствуют другие» (табл. 3).
№ | Свойства личности | Частота, % |
---|---|---|
1 | Красивый почерк | 45,7 |
2 | Особая память на внешность и поведение человека | 28,6 |
3 | Сильный, звучный и выносливый голос | 22,2 |
4 | Умение быстро записывать | 21,4 |
5 | Способность переживать то, что переживают и чувствуют другие | 21,4 |
6 | Отсутствие дефектов речи, хорошая дикция | 17,85 |
7 | Способность к произвольной передаче своих представлений или чувств с помощью жестов, мимики, изменения голоса | 17,85 |
8 | Постоянство хорошего настроения | 17,35 |
9 | Способность к различению перепадов температуры | 14,3 |
10 | Способность понимать подтекст речи (иронию, шутку) | 12,1 |
11 | Способность к различению звуков по громкости, высоте, тембру | 10,7 |
12 | Умение найти привлекательные стороны в любой работе | 10,7 |
13 | Способность тут же точно передать один раз прочитанное | 10 |
14 | Способность тут же точно передать один раз услышанное | 10 |
15 | Пластичность движений | 10 |
Характеристики личности, которые, по мнению участников опроса, совершенно необходимы анестезиологу-реаниматологу, представлены в табл. 4. Основные из низ включают в себя следующие: способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители, умение видеть несколько возможных путей и мысленно выбирать наиболее эффективный, способность прогнозировать исход событий с учетом их вероятности, способность находить новые и необычные решения, способность к избирательному воспроизведению нужного в данный момент материала.
№ | Свойства личности | Частота, % |
---|---|---|
1 | Способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители | 84,28 |
2 | Умение видеть несколько возможных путей решения проблемы и мысленно выбирать наиболее эффективный | 73,57 |
3 | Способность прогнозировать исход событий с учетом их вероятности | 65,7 |
4 | Способность находить новые и необычные решения выхода из кризисной ситуации | 49,3 |
5 | Способность к избирательному вербальному воспроизведению нужного в данный момент интеллектуального материала | 48 |
6 | Способность наглядно представлять себе новое, ранее не встречавшееся в опыте, или старое, но в новых условиях | 46,4 |
7 | Способность к переводу образа из одной модальности в другую, к воссозданию образа по словесному описанию | 41,43 |
8 | Способность рассматривать проблему с нескольких различных точек зрения | 74,28 |
9 | Умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач | 80 |
10 | Способность вести наблюдения за большим количеством переменных исследуемого объекта одновременно | 80 |
11 | Способность к быстродействию в условиях дефицита времени | 80 |
12 | Способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой | 79,28 |
13 | Умение подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте | 79,28 |
14 | Уравновешенность, самообладание в кризисных ситуациях деятельности | 78,57 |
15 | Способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях | 77,1 |
16 | Умение согласовывать свои действия с действиями других лиц | 77 |
17 | Умение выбирать при наблюдении материал, необходимый для решения данной проблемы | 74,28 |
18 | Умение выбирать из большого объема информации ту, которая необходима для решения данной задачи | 74,28 |
19 | Способность выявить суть основных взаимосвязей, присущих проблеме | 72,18 |
20 | Способность проводить аргументированный критический анализ и принимать аргументацию | 72,1 |
21 | Способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности | 71,4 |
22 | Умение давать четкие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли (при ответах и постановке вопроса) | 71,4 |
23 | Согласованность движений с процессами восприятия информации, отражающей текущие события | 70,7 |
24 | Способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации или отсутствии времени на ее осмысление | 70,7 |
25 | Умение доходчиво донести до слушателя свои мысли и намерения | 70,7 |
26 | Эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений | 70 |
27 | Сохранение собранности в условиях, стимулирующих возбуждение | 68,58 |
28 | Способность к высокой кратковременной мобилизации | 68,58 |
29 | Умение отстаивать свою точку зрения | 66,4 |
30 | Способность к волевой мобилизации | 65,7 |
31 | Высокий самоконтроль эмоций и поведения | 65 |
32 | Умение связно и логично излагать свои мысли в развернутой форме (отчет, доклад, выступление) | 65 |
33 | Умение делать вывод из противоречивой информации | 64,98 |
34 | Быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление посредством определенных движений | 64,28 |
35 | Упорство в преодолении возникающих трудностей | 63,5 |
36 | Помехоустойчивость в процессе труда | 62,1 |
37 | Умение определять характер информации, недостающей для принятия решения | 60,7 |
38 | Сохранение высокого уровня работоспособности за счет алгоритмичности действий | 60 |
39 | Способность быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения с пациентом | 59,8 |
40 | Быстрота и точность пальцев рук | 58,6 |
41 | Выносливость и способность увеличивать работоспособность на завершающих этапах работы | 58,57 |
42 | Умение заставить себя делать неинтересную, но необходимую работу | 57,9 |
43 | Быстрая реакция на внезапные зрительные впечатления посредством определенных движений | 57,2 |
44 | Умение дать объективную оценку действиям других людей | 57,2 |
45 | Быстрая адаптация к новым условиям | 56,4 |
46 | Способность к длительной умственной работе без ухудшения качества и снижения темпа | 56,4 |
47 | Способность видеть дальше непосредственно данного и очевидного | 55,63 |
48 | Способность сосредоточить в течение достаточно длительного периода времени внимание на одном предмете | 55 |
49 | Эффективность работы в условиях сочетания коротких интервалов работы и отдыха | 55 |
50 | Эффективность работы в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха | 54,2 |
Особенности личности, которые могли бы помочь анестезиологу-реаниматологу достичь успеха в своей профессиональной деятельности представлены в табл. 5.
№ | Свойства личности | Частота, % |
---|---|---|
1 | Способность к непроизвольному запоминанию материала | 65,7 |
2 | Способность переживать то, что переживают и чувствуют другие | 65 |
3 | Умение подчиняться, в точности исполнять предписания | 65 |
4 | Способность легко запоминать наглядно-образный материал (планы, схемы) | 64,8 |
5 | Постоянство хорошего настроения | 64,8 |
6 | Способность легко запоминать словесно-логический материал (термины, даты) | 60 |
7 | Пластичность движений | 59,3 |
8 | Отсутствие дефектов речи, хорошая дикция | 58,55 |
9 | Способность тут же точно передать один раз прочитанное | 57,2 |
10 | Тонкая наблюдательность по отношению к душевной жизни человека | 56,4 |
11 | Согласованность одновременных движений рук и ног в различных сочетаниях (синхронные, последовательные, разнотипные) | 55,7 |
12 | Способность к различению перепадов температуры | 55,7 |
13 | Способность к различению звуков по громкости, высоте, тембру | 55 |
14 | Увлеченность поиском решения вопроса | 55 |
15 | Способность передавать другим людям положительный эмоциональный заряд | 55 |
В тройку лидеров вошли «способность к непроизвольному запоминанию материала», «способность переживать то, что переживают и чувствуют другие» и «умение подчиняться, в точности исполнять предписания».
Обсуждение результатов
Особенности высшей нервной деятельности человека как личности — основа его успеха в жизни, начиная с обеспечения необходимых потребностей и заканчивая профессиональной деятельностью.
По мнению психолога Raymond Cattell, свойства личности дают возможность предсказать, что будет делать конкретный человек в определенной ситуации.
Первая работа, посвященная особенностям личности врача-анестезиолога, была опубликована Reeve P.E. еще в 1980 г., однако с момента ее появления прошло более тридцати лет, которые привнесли существенные изменения в профессиональную деятельность врача, оказывающего помощь пациентам в критическом состоянии [22].
В одной из недавних работ, посвященных оценке личностных характеристик современного врача-интенсивиста, авторы выделили шесть типов личности: «фиксатор» (≈ наблюдатель, лидер, делегирующий свои полномочия команде); «поисковик» (≈ найти и исправить, если что-то пошло не так), «дипломат» (≈ коммуникатор), «посредник» (≈ решение проблем путем обсуждения, переговоров), «прагматик» (≈ реальное восприятие происходящего, допущение возможности реализации неблагоприятного сценария), «неудачник» (≈ внешнее спокойствие). Со стороны другого человека врач-интенсивист может восприниматься как «супергерой», «говорящий нет» и «диктатор» [23].
Таким образом, личностные качества врача — анестезиолога-реаниматолога являются прочной основой для эффективного получения профессиональных знаний, успешной профессиональной деятельности, обеспечения безопасности пациента и благоприятного исхода заболевания [24–26].
На основании проведенного опроса современная личность идеального врача — анестезиолога-реаниматолога, «врача-аса» должна обладать десятью основными характеристиками (рис. 1).
Рис. 1. Характеристики личности идеального врача — анестезиолога-реаниматолога (рисунок авторов рукописи) Fig. 1. Personality characteristics of the ideal anesthesiologist and intensive care physician (Credit — authors)
К основным из них необходимо отнести следующие (указаны в порядке значимости): умение находить самый эффективный путь решения проблемы в данной ситуации; способность находить и принимать нестандартные решения; способность прогнозирования исхода на основании оценки вероятности развития того или иного события.
Способность поддерживать устойчивое внимание, хорошее (стабильное) настроение и умение подчиняться являются залогом успешной работы в команде в условиях кризисной ситуации, когда решение принимается другими специалистами.
Способность избирательно воспроизводить необходимый в данной ситуации материал и легко запоминать образную информацию, а также умение непроизвольно запоминать и воспроизводить важные вещи, которые возникали в какой-то момент времени, позволяют врачу принять быстрое и оптимальное решение в противоречивой обстановке.
Одним из качеств личности, которое может быть полезно врачу — анестезиологу-реаниматологу, является эмпатия — способность переживать то, что переживают и чувствуют другие, однако это свойство может быть востребовано только в условиях плановой работы с пациентами и общения с коллегами, когда нет угрозы для жизни окружающих. В критических же ситуациях чрезмерное чувство эмпатии, сострадание, боязнь причинить вред пациенту могут стать причиной принятия необоснованного и отсроченного решения, которое может негативно повлиять на течение заболевания.
Несомненно, при оказании помощи в плановой ситуации способность понять и осознать на чувственном уровне все проблемы и тревоги пациента позволяет врачу более глубоко погрузиться в духовный мир пациента, стать его другом и союзником в борьбе с болезнью, принять решение, которое может быть облегчит страдание пациента, однако при неблагоприятном и особенно летальном исходе заболевания это может стать причиной болезненного состояния и психологических расстройств уже у врача, что не позволит ему эффективно работать в дальнейшем.
В рамках обсуждения полученных результатов особого внимания заслуживает работа van der Wal R.A.B. et al. (2022), авторы которой предприняли первую попытку системного анализа доступных данных, отражающих особенности личности врача — анестезиолога-реаниматолога [27]. В процессе исследования они попытались ответить на следующие вопросы:
- Отличается ли личность анестезиолога-реаниматолога от других людей популяции в целом?
- Имеются ли отличия анестезиологов от врачей других специальностей?
- Позволяют ли особенности личности прогнозировать успешность профессиональной деятельности врача — анестезиолога-реаниматолога?
- Влияют ли личностные особенности врача — анестезиолога-реаниматолога на его психическое здоровье в раках его профессиональной деятельности?
Проанализировав и обобщив имеющиеся данные весьма немногочисленных исследований, они пришли к следующим выводам: для врачей — анестезиологов-реаниматологов характерен низкий уровень невротизации и экстраверсии, однако они оказались более добросовестными и открытыми по сравнению с другими представителями человечества в целом.
Существенных отличий между анестезиологами-реаниматологами и врачами других специальностей выявлено не было. Большинство исследователей полагают, что для большинства специалистов характерно наличие схожих черт личности, чем различий, что свидетельствует об универсальности личностных качеств врача.
Высокая эффективность профессиональной деятельности анестезиологов-реаниматологов связана с низким уровнем невротизации, более выраженной экстраверсией, высокой степенью открытости и максимально высоким уровнем добросовестности.
Высокий уровень невротизации является фактором риска для низкой удовлетворенности работой и наличия проблем психического здоровья, в то время как более высокая степень экстраверсии и приятность, по-видимому, являются адаптационными механизмами.
В тоже время Котовская С.В. и соавт. (2022) продемонстрировали, что агрессивно-негативное реагирование на критические замечания при взаимодействии субъектов экстремальной деятельности, которые не следует интерпретировать как конфликтность, является лишь проявлением адаптационного механизма на стресс. Черты гипертимности, ригидности и демонстративности крайне необходимы для поддержания высокой работоспособности у специалистов, работающих в экстремальных условиях [28].
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости тщательного профессионального отбора анестезиологов-реаниматологов, профилактики и решения социальных и психологических проблем у врачей с многолетним профессиональным стажем [4, 5, 29, 30].
Заключение
Наличие академических профессиональных знаний, способность принимать быстрые и правильные решения в нестандартной ситуации и умение работать в команде являются ключевыми свойствами личности анестезиолога-реаниматолога, обеспечивающими успех профессиональной деятельности и благоприятный исход критической ситуации. Идеальный анестезиолог должен иметь минимальный уровень невротизации, высокую степень экстраверсии и добросовестности.
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Disclosure. The authors declare no competing interests.
Вклад авторов. Все авторы в равной степени участвовали в разработке концепции статьи, получении и анализе фактических данных, написании и редактировании текста статьи, проверке и утверждении текста статьи.
Author contribution. All authors according to the ICMJE criteria participated in the development of the concept of the article, obtaining and analyzing factual data, writing and editing the text of the article, checking and approving the text of the article.
Этическое утверждение. Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, протокол № 49/05 от 27.01.2025 г.
Ethics approval. This study was approved by the local Ethical Committee of Saint Petersburg state pediatric medical university (reference number: 49/05-27.01.2025).
Информация о финансировании. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.
Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.
Декларация о наличии данных. Данные, подтверждающие выводы этого исследования, находятся в открытом доступе в репозитории Mendeley Data по адресу: https://data.mendeley.com/datasets/6f9fss78dy/1
Data Availability Statement. The data that support the findings of this study are openly available in repository Mendeley Data at https://data.mendeley.com/datasets/6f9fss78dy/1