«Врач на борту»: правовые аспекты оказания первой и медицинской помощи врачом на борту воздушного гражданского судна. Обзор литературы
ISSN (print) 1726-9806     ISSN (online) 1818-474X
PDF_2025-4-69-81

Дополнительные файлы

Review_PDF

Ключевые слова

первая помощь
медицинская помощь
врачи
воздушное судно
правовой статус
лицензирование
физиологические роды
медицинские изделия
лекарственные препараты

Как цитировать

Коннов В.А., Горбачев В.И., Шаповалов К.Г. «Врач на борту»: правовые аспекты оказания первой и медицинской помощи врачом на борту воздушного гражданского судна. Обзор литературы. Вестник интенсивной терапии имени А.И. Салтанова. 2025;(4):69–81. doi:10.21320/1818-474X-2025-4-69-81.

Статистика

Просмотров аннотации: 215
PDF_2025-4-69-81 загрузок: 211
Review_PDF загрузок: 11
Статистика с 01.07.2024

Язык

Мы в соцсетях

Аннотация

АКТУАЛЬНОСТЬ: Правовой статус врача — пассажира авиарейса при оказании медицинской и/или первой помощи другим пассажирам или экипажу урегулирован недостаточно. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Оценить нормативное правовое регулирование оказания первой и медицинской помощи врачом — пассажиром самолета с помощью анализа законов РФ, ведомственных приказов, обзора литературы. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Согласно Федеральному закону № 323-ФЗ, первая помощь не является медицинской, но аптечки и укладки для оказания первой помощи, утвержденные приказами Минздрава РФ, укомплектованы медицинскими изделиями и лекарственными препаратами (ЛП). В пассажирском самолете, согласно приказу Минтранса РФ, обязаны оказывать первую помощь бортпроводники, применяя медицинские изделия, ЛП из аптечки. Других лиц, обязанных оказывать первую помощь, в пассажирском самолете нет, включая пассажиров, зарегистрированных авиакомпанией в программе «Врач на борту». Этот сервис предназначен для идентификации пассажиров, которые, согласно приказу Минтранса РФ, обладая медицинскими компетенциями, могут использовать при оказании первой помощи медицинские изделия, ЛП из аптечки и укладки. Состояния, при которых оказывается первая помощь, утверждены в перечне Порядка оказания первой помощи Минздрава РФ, но в них не перечислены физиологические роды и многие жизнеугрожающие состояния, для купирования которых укомплектованы укладки. Применение медицинских изделий, ЛП из укладки и ЛП из аптечки, кроме тех, которые согласно Порядку назначены пассажиру лечащим врачом, относятся не к первой, а к медицинской помощи, оказанной без лицензии, подпадающей под административное и уголовное право РФ. ВЫВОДЫ: Врач может оказывать первую помощь на борту гражданского воздушного рейса. Для регулирования взаимодействий пассажира самолета с дипломом врача, действующей аккредитацией по любой специальности с другими пассажирами или экипажем самолета при состояниях, императивных к оказанию не только первой, но и медицинской помощи, необходимо принятие Минздравом РФ порядка об оказании расширенной первой помощи медицинскими работниками. В нем целесообразно указать более полный перечень жизнеугрожающих состояний и мероприятий для их устранения, ведение физиологических родов и возможность применять все медицинские изделия и ЛП из утвержденных Минздравом РФ аптечек и укладок для оказания первой помощи.

PDF_2025-4-69-81

Введение

Несмотря на то что количество инцидентов, связанных со здоровьем пассажиров или экипажа на борту воздушного гражданского судна, как показывает мировая практика, невелико [1–4], недоступностью во время полета всех видов медицинской помощи (МП) можно объяснить достаточно частое обращение сотрудников авиакомпаний к случайно оказавшимся среди пассажиров врачам как носителям профессиональных компетенций в области медицины.

Подходы зарубежных авиакомпаний к оказанию первой помощи (ПП) во время полета основаны на регламенте специального оснащения (аптечек, комплектов ПП, first aid kit, medical kit), предназначенного для бортпроводников, обученных правилам оказания ПП, и привлекаемых ими медицинских работников из числа пассажиров с целью применения их знаний и умений по диагностике экстренных состояний, введению лекарственных препаратов (ЛП), искусственной вентиляции легких ручным мешком, низкопоточной оксигенации. При этом автоматический наружный дефибриллятор на борту пассажирского самолета не имеет отличий от таких же девайсов ПП «на земле» и не требует дополнительного медицинского обучения, поэтому может применяться бортпроводниками [5–9].

В отечественной литературе нет сведений, задает ли себе любой медицинский работник — пассажир авиарейса, откликаясь на вышеописанное обращение экипажа о помощи, вопросы следующего содержания:

  • Какую помощь ему предстоит оказать — первую или медицинскую?
  • Какой объем первой помощи возможен на борту воздушного гражданского судна?
  • Имеет ли он право оказывать ПП в пассажирском самолете?
  • Обязан ли он оказывать ПП во время полета?
  • Имеет ли он право оказывать при этом МП?
  • Обязан ли он оказывать МП другим пассажирам и экипажу?

Также не освещено в литературных источниках, насколько хорошо известно врачам в нашей стране о регулировании взаимодействия пострадавшего с оказывающим ему ПП (если только это не пациент и его лечащий врач), знали ли медицинские работники о существовавшем с 2012 г. Приказе Минздравсоцразвития РФ № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» [10], в настоящее время уже утратившем силу в связи с появлением в мае 2024 г. нового нормативного правового акта Минздрава РФ «Порядок оказания первой помощи» (далее — Порядок) [11].

С целью оценки нормативной правовой базы оказания ПП и МП врачом в качестве пассажира авиаперевозчика, находящегося под юрисдикцией нашего государства, мы провели анализ федеральных законов РФ, приказов Минздрава РФ и Минтранса РФ, приказов об утверждении профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты РФ и обзор литературы на тему оказания первой помощи медицинскими работниками и медицинской помощи без лицензии на ее применение.

Нормативно-правовые определения первой и медицинской помощи

В первую очередь необходимо дефинировать ПП. В ст. 31 с изменениями, вступившими в силу в 2024 г. [12], Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — 323-ФЗ) указано, что ПП — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших, до оказания МП. В следующей статье 323-ФЗ определяется уже непосредственно МП [13], подразделяемая по виду, форме и условиям ее оказания. Ни в одну из этих страт МП не включена ПП.

Иными словами, ПП — это немедицинская помощь, а часто употребляемое выражение «первая медицинская помощь» — правовой оксюморон. В ПП не разрешены к применению медицинские изделия и ЛП, кроме размещенных в укладках, наборах, комплектах и аптечках для оказания ПП согласно требованиям ст. 31 323-ФЗ [12]. Вышеупомянутый Порядок определяет перечень состояний, при которых оказывается ПП [14], а также перечень и последовательность мероприятий по ее оказанию [15].

Права и обязанности участников авиаперелета по оказанию первой помощи на борту гражданского рейса

Продолжая цитировать ст. 31 323-ФЗ, мы находим [12], что ПП оказывается лицами, обязанными оказывать ПП в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, к которым для пассажирского самолета допустимо отнести п. 95 Приказа № 82 Минтранса РФ от 28.06.2007 г. [16], обязывающий перевозчика обеспечить на борту воздушного судна ПП (вернее, в тексте приказа мы находим уже знакомое нам клише «первую медицинскую помощь», но оставляем эту правовую коллизию на совести авторов немедицинского профиля).

Если обратиться к профессиональному стандарту «Бортовой проводник» от 2021 г. [17], то в трудовые функции A/01.3 «Выполнение требований по обеспечению безопасности в пассажирской кабине воздушного судна в штатных, нештатных и аварийных ситуациях» и A/02.3 «Обслуживание пассажиров и членов экипажа на борту воздушного судна» внесены трудовые действия, необходимые умения и знания по оказанию ПП лицам, находящимся на борту воздушного судна. Соответственно, добросовестный перевозчик включит в должностные инструкции бортпроводника самолета обязанности по оказанию ПП как пассажирам гражданского рейса, так и членам его экипажа.

Дополнительно нужно отметить, что профстандарты других должностных лиц пассажирских авиакомпаний содержат аналогичные трудовые компетенции, дающие надежду на своевременную и качественную ПП пассажирам не только в самолете, но и во всех терминалах аэропорта [18–20].

Обязанность по оказанию ПП на борту воздушного судна (равно как и в аэропорту) несут не только бортпроводники, но и потенциальные пассажиры гражданского рейса — сотрудники органов внутренних дел. Согласно Федеральному закону «О полиции», эта часть нашего общества должна быть готова к ПП гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, независимо от места нахождения и времени суток [21]. Остальные же люди, включая медицинских работников, такими обязанностями не обременены ни одним из существующих нормативных правовых актов, но имеют полное право оказывать ПП (в том числе в самолете) при наличии соответствующей подготовки и/или навыков [12].

Вокруг утверждения о том, что любой врач несет не только моральную, но и юридическую ответственность за неоказание ПП, если только это не часть его должностных обязанностей при их исполнении (то есть на своем рабочем месте), сломано немало копий в правовой и научной литературе последнего десятка лет в нашей стране, но значимых нормативных доказательств такого мнения так и не приведено [22–24], и эта дискуссия не является темой нашего сегодняшнего обсуждения. В связи с этим примем за аксиому положение о том, что любой пассажир гражданского судна, имеющий диплом врача и действующую аккредитацию по какой-либо медицинской специальности, вправе (но не обязан) оказывать ПП в самолете.

Перечень состояний и мероприятий, при которых может быть оказана первая помощь: пробелы регулирования в пассажирском самолете

Из нормативного перечня состояний Порядка, на которые распространяется ПП [14], на воздушном судне возможны: отсутствие сознания; остановка дыхания и/или остановка кровообращения; нарушение проходимости дыхательных путей инородным телом и иные угрожающие жизни и здоровью нарушения дыхания; наружные кровотечения, травмы, ранения и поражения, вызванные механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами; отравления; судорожный приступ, сопровождающийся потерей сознания; острые психологические реакции на стресс, такие как агрессия, апатия, страх, истерика, плач и тревога.

Из этого перечня вызывают наше профессиональное беспокойство иные угрожающие жизни и здоровью нарушения дыхания в качестве императива (по тексту Порядка) к оказанию ПП [14]. Если такие состояния не относятся к нарушению проходимости дыхательных путей инородным телом, когда действия ПП понятны и прописаны в Порядке в разделе «Перечень мероприятий по оказанию первой помощи и последовательность их проведения» [15], то триггером жизнеугрожающих нарушений дыхания могут быть либо механическая асфиксия, когда действия ПП не прописаны в Порядке, но все равно понятны (нужно устранить причину механической асфиксии), либо экстренная ситуация — обострение какого-либо хронического заболевания с развитием острой дыхательной недостаточности (ОДН), либо экстренная ситуация — осложнение острого заболевания (например, аллергическая реакция по типу анафилаксии с отеком Квинке и развитием ОДН или с бронхообструктивным синдромом и развитием ОДН).

В тех случаях, когда ОДН является осложнением острого или хронического заболевания и мероприятия ПП из нормативного перечня Порядка окажутся недостаточными, потребуется уже МП в экстренной форме и медицинские компетенции пассажира, оказывающего помощь.

К этим кейсам необходимо добавить случаи родов в салоне самолета, которые никаким образом не обозначены в Порядке (они не относятся к состояниям, при которых оказывается ПП) [15]. Соответственно, ни бортпроводники, ни сотрудники полиции, обязанные оказывать ПП на борту воздушного судна, не готовы принимать даже физиологические роды (требуется МП, мало того, нужна специализированная МП). После анализа профессиональных стандартов врачей всех специальностей вопрос о том, кто обладает необходимыми умениями и знаниями, готовностью к таким трудовым действиям, кроме врача — акушера-гинеколога, становится риторическим [25]. Риски патологических родов на гражданском рейсе позволим себе по понятным причинам даже не рассматривать.

Названные проблемы, вероятно, не в последнюю очередь определили стратегию авиакомпаний по заблаговременной идентификации медицинских работников среди пассажиров своих рейсов. Заработали в течение последних нескольких лет в нашей стране сервисы «Врач на борту» (на примере компании S7 Airlines). При регистрации в такой программе пассажир — врач любой специальности (с дипломом и аккредитацией), а также фельдшер или медицинская сестра (с дипломом и аккредитацией) получают значимые преференции в покупке билетов, услугах, в очереди на стойке регистрации и в предполетном досмотре, иногда даже бесплатное повышение комфортности до бизнес-класса в салоне самолета, но при этом заключают устное соглашение с компанией (никакие договоры не подписываются), что окажут в достаточном объеме ПП на борту воздушного судна [26]. Одно из преимуществ такой программы для экипажа и пассажиров заключается в том, что медицинского работника не ищут при возникшей внештатной ситуации по громкоговорителю, а обращаются непосредственно к «врачу на борту» по зарегистрированному месту в салоне самолета.

Мы не знаем, существуют ли практики «Сотрудник полиции на борту», но в качестве подсказки можем предложить авиакомпаниям обращаться к таким пассажирам, учитывая их круглогодичную готовность оказывать ПП любому гражданину России [21].

Правовой статус медицинской помощи на борту воздушного судна

Что касается непосредственно МП, то основная нормативная проблема как для перевозчика, так и для медицинского работника (пассажира их рейса) заключена в отсутствии лицензии на ее оказание. Лицензию имеют право получить только медицинские организации, в том числе врачи — индивидуальные предприниматели, но на строго юридически очерченной территории [13]. Ни авиакомпания, ни пассажирский рейс, ни экипаж, ни врач, участвующий или не принимающий участие в программе «Врач на борту», таким правом не обладают.

Более того, ст. 235 Уголовного кодекса РФ определяет наказание с реальным сроком заключения за причинение вреда здоровью или смерть по неосторожности лицом, осуществляющим медицинскую деятельность без установленной по ней лицензии [27]. Наказание при этом гораздо суровее, чем за аналогичное происшествие, совершенное в медицинской организации, но с лицензией на МП. Кроме этого, в такой деятельности возможен состав административного правонарушения [28].

Далее, оговаривая профессиональные действия врача в пассажирском в самолете, будем умышленно пренебрегать фактом его регистрации или отсутствия таковой в программе «Врач на борту», как существенно не влияющим на юридическую ответственность этого пассажира гражданского рейса как за оказание (или не оказание) ПП, так и оказание МП без лицензии. Обращаем внимание, что ответственности медицинского работника за неоказание МП пострадавшим в правовом поле также не существует [12], если это только не МП своему пациенту (на своем рабочем месте). Пассажирский самолет — далеко не та среда, где врач исполняет свои должностные инструкции, даже находясь под присягой «врача на борту».

Рассмотрим случаи, когда квалификация и компетенции врача позволяют ему установить у какого-либо другого пассажира или члена экипажа экстренное состояние, то есть непосредственно угрожающее жизни, и врач применяет при этом свои необходимые знания, умения и трудовые действия с использованием ЛП и медицинских изделий для спасения жизни и/или уменьшения риска тяжкого вреда здоровью, иными словами, оказывает непосредственно МП. Остается большим вопросом, достаточны ли будут для правовой защиты такого медицинского работника юридические практики при оказании ПП на основе ст. 39 «Крайняя необходимость» Уголовного кодекса РФ, ст. 2.7 «Крайняя необходимость» Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 1067 «Причинение вреда в состоянии крайней необходимости» части второй Гражданского кодекса РФ [24, 29–32].

Не добавляет правовой определенности указание в п. 7 «Перечня мероприятий по оказанию первой помощи» существующего Порядка о содействии пострадавшему в принятии ЛП для медицинского применения, назначенных ему ранее лечащим врачом (буквально по тексту Порядка) [15]. Спорный вопрос, какая информация о том, что ЛП назначен, достоверна: рецепт врача, справка после стационарного лечения с рекомендацией о приеме ЛП или достаточно устного заявления об этом пострадавшего. Маловероятно, что перечисленные медицинские документы люди берут с собой в поездку.

И это далеко не эксклюзивное правовое положение о ПП, которое констатирует нормативное пересечение ПП с МП, и больше всего такого стыкового объединения мы наблюдаем в правовом поле пассажирских авиаперевозок.

Нормативное регулирование оснащения самолета для обеспечения первой помощи экипажу и пассажирам

Требования к комплектации аптечек для оказания ПП. Речь идет «Об утверждении требований к комплектации аптечки и укладки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий и лекарственных препаратов на гражданском воздушном судне» — приказе Минздрава РФ, вступившем в силу 1.09.2024 г. [33]. Аптечка и укладка при этом имеют разный состав (табл. 1, 2) и, как мы затем увидим, неодинаковое предназначение. Также для сравнения приведем оснащение наиболее релевантной аптечки для оказания ПП «на земле» — автомобильной [34].

Наименование медицинского изделия Аптечка автомобильная
(требуемое количество)
Аптечка гражданского воздушного судна
(требуемое количество)
Укладка гражданского воздушного судна
(требуемое количество)
Маска медицинская нестерильная одноразовая 2 шт. 2 шт. 10 шт.
Перчатки медицинские нестерильные 2 пары 2 пары 10 пар
Устройство для проведения искусственного дыхания «рот-устройство-рот» 2 шт. 2 шт.
Жгут кровоостанавливающий (артериальный) 1 шт. 1 шт.
Бинты марлевые 6 шт. 6 шт.
Салфетки медицинские стерильные 2 упак. 2 упак. 5 упак.
Лейкопластырь фиксирующий рулонный 1 шт. 1 шт. 2 шт.
Лейкопластырь бактерицидный 12 шт.
Покрывало спасательное изотермическое 1 шт. 1 шт.
Ножницы  1 шт. 1 шт.
Пинцет стерильный 3 шт.
Термометр медицинский 1 шт. 1 шт.
Стетофонендоскоп* 1 шт.
Измеритель артериального давления* 1 шт.
Пульсоксиметр портативный* 1 шт.
Глюкометр 1 шт.
Шпатель стерильный 5 шт.
Дыхательный мешок для проведения искусственного дыхания + 2 маски 1 шт.
Комплект шин иммобилизационных* 1 комп.
Воротник-шина шейная для взрослых* 1 шт.
Воротник-шина шейная для детей* 1 шт.
Воздуховод (60, 90, 120 мм) по 1 шт.
Шприц инъекционный (2, 5, 10, 20 мл) по 5 шт.
Салфетка спиртовая 20 шт.
Жгут для внутривенных манипуляций 1 шт.
Зажим пуповины новорожденного* 1 шт.
Стерильная простыня* 2 шт.
Контейнер для сбора острого инструментария 3 шт.
Катетер для периферических вен 2 шт.
Устройство для вливания инфузионных растворов 2 шт.
Катетер для отведения мочи 1 шт.
Таблица 1. Требования к оснащению гражданского воздушного судна и автомобиля для оказания первой помощи согласно Приказу Минздрава РФ № 259 от 24.05.2024 г. [33] и Приказу Минздрава РФ № 260н от 24.05.2024 г. [34]. Медицинские изделия Примечание: * — разрешено к применению бортпроводниками. Обоснование: п. 8 Приказа Минтранса РФ № 408 от 18.11.2024 г. [35].
Table 1. Requirements for equipping a civil aircraft and a vehicle for providing first aid, according to the Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 259 of 05/24/2024 [33] and the Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 260n of 05/24/2024 [34]. Medical products Note: * — permitted for use by flight attendants. Justification: paragraph 8 of the Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation № 408 dated 11/18/2024 [35].
Международное непатентованное наименование ЛП и дозировка Аптечка автомобильная
(требуемое количество)
Аптечка гражданского воздушного судна
(требуемое количество)
Укладка гражданского воздушного судна
(требуемое количество)
Метамизол натрия 0,5 10 табл.
Метоклопрамид 0,01 50 табл.
Нафазолин 0,1 % 10 мл
Алгелдрат + магния гидроксид 170 мл 1 флакон
Хлоропирамин 0,025 20 табл.
Парацетамол 0,5 10 табл.
Лоперамид 0,002 10 табл.
Хлоргексидин 0,05 % —15 мл 1 флакон
Нитроглицерин (спрей подъязычный) 0,4 мг/доза 1 флакон
Кеторолак 0,01 20 табл.
Пропранолол 0,01 50 табл.
Сальбутамол 200 доз 1 баллон
Моксонидин 0,0002 28 табл.
Дротаверин 0,04 20 табл.
Платифиллин 0,2 % — 1 мл 10 амп.
Ацетилсалициловая кислота 0,5 20 табл.
Феназон (капли ушные) 15 мл 1 флакон
Эпинефрин 0,1 % — 1 мл 5 амп.
Хлоропирамин 2 % — 1 мл 5 амп.
Декстроза 40 % — 10 мл 5 амп.
Аминофиллин 2,4 % — 10 мл 10 амп.
Метоклопрамид 0,5 % 10 амп.
Атропин 0,1 % — 1 мл 5 амп.
Дексаметазон 0,4 % — 1 мл 10 амп.
Фуросемид 1 % — 2 мл 10 амп.
Транексамовая кислота 5–10 % — 5 мл     5 амп.
Натрия хлорид 0,9 % — 200 мл 2 флакона
Таблица 2. Требования к оснащению гражданского воздушного судна и автомобиля для оказания первой помощи согласно Приказу Минздрава РФ № 259 от 24.05.2024 г. [33] и Приказу Минздрава РФ № 260н от 24.05.2024 г. [34]. Лекарственные препараты
Table 2. Requirements for equipping a civil aircraft and a vehicle for providing first aid, according to the Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 259 of 05/24/2024 [33] and the Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 260n of 05/24/2024 [34]. Medicines

В любую аптечку ПП всегда входили, на самом деле, медицинские изделия, такие как бинты и другие перевязочные материалы, кровоостанавливающие жгуты, медицинские перчатки, антисептические средства, также в них появились медицинские маски, кровоостанавливающие турникеты, термометр, защитное средств для искусственного дыхания методом «рот в рот», но в них не было ЛП. Аптечка для оказания ПП на борту гражданского воздушного судна оснащена с прошлого года (см. табл. 2) таблетированными препаратами, антацидной пероральной суспензией и носовыми каплями [33].

Предназначение аптечек и укладок для оказания ПП. Если комплектация аптечки и укладки регламентируется приказом Минздрава РФ, то информация, кем эти девайсы ПП применять, регулируется другим федеральным органом исполнительной власти, в сфере транспорта, что исходит из буквы закона, а именно п. 5 ст. 31 323-ФЗ [12].

Аптечки размещаются на всех рейсах, исходя из расчета 1 аптечка на 100 пассажиров, и подлежат применению бортпроводниками. Это цитата из приказа Минтранса РФ (вступил в силу 01.03.2025 г.) «Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки и укладки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий и лекарственных препаратов на гражданском воздушном судне» [35].

Этот же нормативный правовой акт [35] определяет требования к укладке для оказания ПП с применением медицинских изделий и ЛП: укладки дополнительно к аптечкам размещаются на воздушных судах вместимостью более 100 пассажиров на рейсах с продолжительностью полета более 2 ч. Они подлежат применению лицами из числа пассажиров, имеющими подготовку и навыки для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи [35]. Допускается использование некоторых медицинских изделий из укладки бортпроводниками (примечание к табл. 1).

Приказ Минтранса РФ [35] обязывает экипаж регистрировать оказание ПП с использованием аптечки и/или укладки на борту воздушного судна в специальном бланке с указанием даты, номера рейса, сведений о пассажире, которому оказывалась помощь, наименования и количества использованных медицинских изделий и/или ЛП, а также сведений о лице из числа пассажиров, оказывающем вместе с бортпроводником первую помощь «с использованием медицинских изделий и лекарственных препаратов для медицинского применения».

Единственное, что не предусмотрено в рассматриваемом приказе, это возможность участия в оказании ПП других пассажиров без медицинских компетенций, но с достаточным или более высоким, чем у бортпроводников, уровнем подготовки для оказания ПП: им тоже нужен правовой доступ к аптечкам (по аналогии с ситуациями дорожно-транспортных происшествии). Правильнее сказать, для автомобильных аптечек нормативно не определен список лиц с допуском к их использованию, соответственно, при дорожно-транспортных происшествиях ограничений к их применению не возникнет.

Требования к комплектации укладок для оказания ПП. Настало время перейти к комплектации укладки ПП в пассажирском самолете (приказ Минздрава РФ) [33], которую предложит бортпроводник медицинскому работнику с марта 2025 г. (приказ Минтранса РФ) [35] как лицу, имеющему подготовку и навыки для оказания экстренной (профстандарт любой медицинской специальности) [25] и неотложной (профстандарт большего числа медицинских специальностей) [25] МП.

Медицинские изделия и ЛП укладки для оказания ПП [33] приведены в табл. 1. В результате вышла такая мобильная «противошоковая палата» в воздухе. Оценивать достаточность и корректность оснащения укладки на борту воздушного судна не входило в задачи нашего обзора, тем не менее мы намеренно привели детальное описание количества и объема расходных средств и растворов для точного представления врача — пассажира гражданского рейса о том, с чем он может столкнуться во время полета. Обращаем внимание на зажим пуповины новорожденного однократного применения — первое упоминание в нормативных документах по оказанию ПП о возможной ситуации с физиологическими родами.

Также вынесем за скобки отсутствие в оснащении пассажирского самолета автоматического наружного дефибриллятора, использование которого регламентируется п. 4.1 «Перечня мероприятий по оказанию первой помощи и последовательности их проведения», с ремаркой «при наличии» [15].

Правовые коллизии применения медицинских изделий и ЛП из аптечек и укладок пассажирского самолета. Более важно (в рамках нашего обзора) показать, что 323-ФЗ называет такую помощь на борту воздушного судна не медицинской, а первой [12]. Минздрав РФ указанные выше медицинские изделия и ЛП, входящие в оснащение аптечек и укладок, относит не к медицинской помощи, а к первой [33]. В то же время непосредственное применение всех медицинских изделий и ЛП из укладки и аптечки бортпроводником или врачом не регулируется в Порядке первой помощи. Вернее сказать, если в перечне состояний, при которых оказывается ПП [14], такие случаи очень даже возможны (кроме физиологических родов, которых нет в перечне состояний), то в перечне мероприятий по оказанию ПП [15] не прописано применение медицинских изделий из укладки самолета, ЛП из аптечки и укладки воздушного рейса.

Соответственно, их использование может рассматриваться следственными органами и судебной властью как оказание МП без лицензии на ее применение [29], тем более если при процессуальной проверке следователь (или эксперт) обратится к методическим рекомендациям «Обеспечение воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Оказание первой помощи и медицинской помощи пассажирам и членам экипажа на борту воздушного судна», утвержденным Минтрансом РФ 15.04.2022 г. [36], и у него, разбирающегося в вопросах лицензирования, может отпасть необходимость прибегать к тексту рекомендаций (уже из их названия видно, что речь идет об оказании МП).

Тем не менее проанализируем наиболее важные для обзора разделы методических рекомендаций 2022 г.: рекомендуемый перечень комплекта ПП и медицинских средств схож с оснащением для оказания ПП по последним нормативным требованиям (табл. 1, 2); ПП отделяется от МП; ПП оказывается бортпроводниками; МП оказывается врачами и другими пассажирами, имеющими медицинскую подготовку; МП оказывается в экстренной или неотложной форме; МП оказывается только с согласия пострадавшего или законного представителя, кроме случаев нарушения сознания; оказание МП документируется; для ЛП и медицинских изделий расписаны медицинские показания к их применению [36]. В завершении анализа акцентируем, что рассматривался не правовой акт Минздрава, а другого ведомства, и речь не шла о МП, оказываемой медицинской организацией.

Напротив, вступивший в силу в марте 2025 г. Приказ Минтранса РФ № 408 « Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки и укладки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий и лекарственных препаратов на гражданском воздушном судне» [35] — нормативно доработанный документ, подчиненный п. 5 ст. 31 323-ФЗ [12]. Если приведенные выше методические рекомендации имели бы статус приказа, то есть все основания предполагать их отмену в заглавном абзаце настоящего приказа. В первую очередь потому, что методические рекомендации 2022 г. вступают в противоречие с хронологически более поздней редакцией ст. 31 323-ФЗ [12] в вопросах, кто должен регламентировать требования по оснащению ЛП и медицинскими изделиями (Минздрав РФ, согласно п. 5 ст. 31 323-ФЗ, а не Минтранс); все медицинские изделия и ЛП из аптечек и укладок предназначены исключительно для оказания первой, а не медицинской помощи (согласно п. 5 ст. 31 323-ФЗ).

Путь решения — нормативный правовой акт о расширенной ПП. В таком случае, и п. 2 ст. 31 323-ФЗ это предусматривает [12], необходимо скорейшее утверждение приказов Минздрава РФ о так называемой расширенной ПП — специальных порядков для оказания ПП медицинскими работниками (благо аптечки, укладки ПП уже нормативно укомплектованы [33], правовые нормы их использования приняты) [35]. С выходом порядков оказания расширенной ПП для врача в самолете все встанет на свои места [36–38]: он будет оказывать не медицинскую, а первую помощь (никакая лицензия не нужна), применяя при этом регламентированные федеральным законом и органами исполнительной власти необходимые медицинские изделия и ЛП из аптечек и укладок.

У нас нет единого мнения, продолжать ли медицинским работникам участвовать в программе авиакомпаний «Врач на борту» после 01.03.2025 г., когда необходимая (по сути дела медицинская) укладка на борту воздушного судна есть, а прав на ее применение по-прежнему недостаточно. До правового урегулирования взаимодействий врача с членами экипажа или другими пассажирами, которым в полете потребуется первая и/или медицинская помощь, независимо от причины, по которой врач приступит к оказанию такой помощи (этические причины, эмпатия, участие в вышеназванной программе), необходимо, по нашему мнению, руководствоваться юридическим институтом крайней необходимости [29–32], то есть применять медицинские изделия и ЛП из аптечек и укладок исключительно при жизнеугрожающих (экстренных по аналогии в медицине) состояниях.

Наше представление о том, как изменится ситуация с нормативным регулированием после утверждения нового порядка о расширенной ПП, представлено в нижеследующих таблицах (табл. 3, 4).

Участники авиарейса Права на борту гражданского судна Обязанности на борту гражданского судна Акты нормативного регулирования
Бортпроводники — члены экипажа Оказание ПП. Применение аптечки Оказание ПП. Применение аптечки Ст. 31 Федерального закона РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.; Приказ Минздрава РФ № 220н от 03.05.2024 г.; Приказ Минтранса РФ № 408 от 18.11.2024 г.; Приказ Минздрава РФ № 259 от 24.05.2024 г.
Пассажиры с дипломом врача и действующей аккредитацией Оказание ПП. В случае крайней необходимости применение укладки Нет обязательств по оказанию ПП Ст. 31 Федерального закона РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.; Приказ Минздрава РФ № 220н от 03.05.2024 г.; Приказ Минтранса РФ № 408 от 18.11.2024 г.; Приказ Минздрава РФ № 259 от 24.05.2024 г.; ст. 2954 УК РФ; ст. 19.20 КоАП РФ
Пассажиры с дипломом врача и действующей аккредитацией, зарегистрированные в программе «Врач на борту» Оказание ПП. В случае крайней необходимости применение укладки Нет обязательств по оказанию ПП Ст. 31 Федерального закона РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.; Приказ Минздрава РФ № 220н от 03.05.2024 г.; Приказ Минтранса РФ № 408 от 18.11.2024 г.; Приказ Минздрава РФ № 259 от 24.05.2024 г.; ст. 2954 УК РФ; ст. 19.20 КоАП РФ
Пассажиры — сотрудники МВД Оказание ПП. В случае крайней необходимости применение аптечки Оказание ПП гражданам РФ. В случае крайней необходимости применение аптечки Ст. 31 Федерального закона РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.; Приказ Минздрава РФ № 220н от 03.05.2024 г.; ст. 27 Федерального закона РФ № 3-ФЗ от 07.02.2011 г.; ст. 2954 УК РФ
Другие пассажиры, прошедшие обучение по первой помощи Оказание ПП. В случае крайней необходимости применение аптечки Нет обязательств по оказанию ПП Ст. 31 Федерального закона РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.; Приказ Минздрава РФ № 220н от 03.05.2024 г.; ст. 2954 УК РФ
Таблица 3. Нормативное регулирование прав и обязанностей участников пассажирского авиарейса по оказанию первой помощи на борту гражданского судна в настоящее время
Table 3. Regulatory framework for the rights and obligations of participants in a passenger flight to provide first aid on board a civil aircraft currently
Участники авиарейса Права на борту гражданского судна Обязанности на борту гражданского судна Акты нормативного регулирования
Пассажиры с дипломом врача и действующей аккредитацией Оказание ПП. Применение укладки Нет обязательств по оказанию ПП Ст. 31 Федерального закона РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.; Приказ Минздрава РФ № 220н от 03.05.2024 г.; Приказ Минтранса РФ № 408 от 18.11.2024 г.; Приказ Минздрава РФ № 259 от 24.05.2024 г.; Порядок о расширенной первой помощи (не утвержден)
Пассажиры с дипломом врача и действующей аккредитацией, зарегистрированные в программе «Врач на борту» Оказание ПП. Применение укладки Нет обязательств по оказанию ПП Ст. 31 Федерального закона РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.; Приказ Минздрава РФ № 220н от 03.05.2024 г.; Приказ Минтранса РФ № 408 от 18.11.2024 г.; Приказ Минздрава РФ № 259 от 24.05.2024 г.; Порядок о расширенной первой помощи (не утвержден)
Таблица 4. Изменения в нормативном регулировании прав и обязанностей участников пассажирского авиарейса по оказанию первой помощи на борту гражданского судна, после утверждения приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации о порядке расширенной первой помощи для медицинских работников
Table 4. Changes in the regulatory framework of the rights and obligations of participants in a passenger flight to provide first aid on board a civil aircraft, after the approval of the order of the Ministry of Health of the Russian Federation on the procedure for expanded first aid for medical workers

Заключение

Нормативная правовая база взаимодействий участников пассажирских авиаперевозок в рамках оказания первой помощи пострадавшим на борту гражданского рейса за текущий и прошедший год значительно улучшилась с появлением новой редакции ст. 31 323-ФЗ о первой помощи, порядка о первой помощи и регламента оснащения самолета, утвержденных приказами Минздрава РФ, а также требований к дифференцированному использованию аптечек и укладок для оказания ПП во время полета, предъявляемых Минтрансом РФ.

Согласно этим требованиям, укладки на борту самолета предоставляются пассажирам из числа медицинских работников для оказания ПП с применением медицинских изделий и ЛП с целью купирования состояний, не все из которых вошли в перечень порядка о ПП, в том числе с помощью лечебных и диагностических мероприятий, также не включенных в этот порядок.

Врач с действующей аккредитацией по любой специальности, как человек, обладающий умениями и навыками оказания ПП, имеет полное право на ее применение на борту гражданского воздушного судна. Регистрация в программе авиакомпаний «Врач на борту» не увеличивает таких прав и не накладывает обязанностей на оказание первой помощи другим пассажирам и членам экипажа.

В то же время до появления порядка расширенной первой помощи для медицинских работников использование любых ЛП, входящих или нет в нормативно утвержденные комплекты первой помощи в пассажирском самолете, кроме документально назначенных пострадавшему его лечащим врачом, юридически может быть отнесено к оказанию медицинской помощи без лицензии на ее применение. Этот же постулат относится к использованию медицинских изделий из укладки для оказания ПП пассажирам или экипажу авиарейса.

Необходимо принятие Минздравом РФ порядков об оказании расширенной первой помощи для медицинских работников. До полного нормативного регулирования этого вопроса медицинским работникам предлагается применять укладку для оказания ПП на борту воздушного гражданского судна, руководствуясь соображениями крайней необходимости — при жизнеугрожающих состояниях у пассажиров или экипажа.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Disclosure. The authors declare no competing interests.

Вклад авторов. Все авторы в равной степени участвовали в разработке концепции статьи, получении и анализе фактических данных, написании и редактировании текста статьи, проверке и утверждении текста статьи.

Author contribution. All authors according to the ICMJE criteria participated in the development of the concept of the article, obtaining and analyzing factual data, writing and editing the text of the article, checking and approving the text of the article.

Этическое утверждение. Не требуется.

Ethics approval. Not required.

Информация о финансировании. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Декларация о наличии данных. Данные, подтверждающие выводы этого исследования, можно получить у корреспондирующего автора по обоснованному запросу.

Data Availability Statement. The data that support the findings of this study are available from the corresponding author upon reasonable request.

Библиографические ссылки

  1. Epstein C.R., Forbes J.M., Futter C.L., Hosegood I.M., Brown R.G., Van Zundert A.A. Frequency and clinical spectrum of in-flight medical incidents during domestic and international flights. Anaesth Intensive Care. 2019; 47(1): 16–22. DOI: 10.1177/0310057X18811748
  2. Peterson D.C., Martin-Gill C., Guyette F.X., et al. Outcomes of medical emergencies on commercial airline flights. N Engl J Med. 2013; 368(22): 2075–2083. DOI: 10.1056/nejmoa1212052
  3. Kesapli M., Akyol C., Gungor F., Akyol A.J., Guven D.S., Kaya G. Inflight Emergencies During Eurasian Flights. J Travel Med. 2015; 22(6): 361–367. DOI: 10.1111/jtm.12230
  4. Martin-Gill C., Doyle T.J., Yealy D.M. In-Flight Medical Emergencies: A Review. JAMA. 2018; 320(24): 2580–2590. DOI: 10.1001/jama.2018.19842
  5. Battineni G., Arcese A., Chintalapudi N., et al. Approaches to Medical Emergencies on Commercial Flights. Medicina (Kaunas). 2024; 60(5): 683. DOI: 10.3390/medicina60050683
  6. Paxinos O., Savourdos P., Alexelis V., et al. In-Flight Medical Events and Cabin Crew First Aid Response. Aerosp Med Hum Perform. 2021; 92(1): 32–38. DOI: 10.3357/AMHP.5715.2021
  7. Yu Y.C., Liang J.C. Relationships among Affect, Hardiness and Self-Efficacy in First Aid Provision by Airline Cabin Crew. Int J Environ Res Public Health. 2021;18(4): 2108. DOI: 10.3390/ijerph18042108
  8. Hinkelbein J., Schmitz J., Kerkhoff S., et al. On-board emergency medical equipment of European airlines. Travel Med Infect Dis. 2021; 40: 101982. DOI: 10.1016/j.tmaid.2021.101982
  9. Shi R., Jiang W., Yang J., et al. Characteristics of In-Flight Medical Emergencies on a Commercial Airline in Mainland China: Retrospective Study. JMIR Public Health Surveill. 2024; 10: e63557. DOI: 10.2196/63557
  10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129862/ [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated 04.05.2012 No. 477n “On approval of the list of conditions for which first aid is provided, and the list of measures to provide first aid”. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129862/ (In Russ)]
  11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 220н от 03.05.2024 «Об утверждении Порядка оказания первой помощи». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_477698/87ddf9ecec1e3fc321100f5a3d70c6a5e2d25504/#dst100013 [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 220n dated 03.05.2024 “On approval of the Procedure for providing first aid”. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_477698/87ddf9ecec1e3fc321100f5a3d70c6a5e2d25504/#dst100013 (In Russ)]
  12. Статья 31 «Первая помощь» Федерального закона Российской Федерации № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/1fff5edb8554edf5149be5e82cbb6340f23a7474/ [Article 31 “First Aid” of the Federal Law of the Russian Federation No. 323-FZ of 21.11.2011 “On the Fundamentals of Health Protection of Citizens in the Russian Federation”. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/1fff5edb8554edf5149be5e82cbb6340f23a7474/ (In Russ)]
  13. Статья 32 «Медицинская помощь» Федерального закона Российской Федерации № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/0c5cdfd17caf2ffeb55430eef12c7370689ebe72/ [Article 32 “Medical Care” of the Federal Law of the Russian Federation No. 323-FZ of 21.11.2011 “On the Fundamentals of Health Protection of Citizens in the Russian Federation”. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/0c5cdfd17caf2ffeb55430eef12c7370689ebe72/ (In Russ)]
  14. Приложение № 1 «Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь» к Порядку оказания первой помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 220н от 3 мая 2024 г. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_477698/ab7e0e5c6438ee774233426ee6df5ca635a58219/ [Appendix No. 1 “List of conditions for which first aid is provided” to the Procedure for providing first aid, approved by Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 220n dated May 3, 2024. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_477698/ab7e0e5c6438ee774233426ee6df5ca635a58219/ (In Russ)]
  15. Приложение № 2 «Перечень мероприятий по оказанию первой помощи и последовательность их проведения» к Порядку оказания первой помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 мая 2024 г. № 220н. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_477698/b3bff558c42175d685ba919d095586a664ff2f7d/ [Appendix No. 2 “List of measures to provide first aid and the sequence of their implementation” to the Procedure for providing first aid, approved by Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated May 3, 2024 No. 220n. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_477698/b3bff558c42175d685ba919d095586a664ff2f7d/ (In Russ)]
  16. Часть VII «Обслуживание пассажиров» Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 82 от 28.06.2007 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71492/70590e9dfa4fba5a1dde6e3f5a44c342754287cb/ [Part VII “Passenger Service” of the Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 82 of 28.06.2007 “On approval of the Federal Aviation Rules “General rules for air transportation of passengers, baggage, cargo and requirements for servicing passengers, consignors, consignees”. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71492/70590e9dfa4fba5a1dde6e3f5a44c342754287cb/ (In Russ)]
  17. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 231н от 13.04.2021 «Об утверждении профессионального стандарта «Бортовой проводник». https://docs.cntd.ru/document/603609954?marker=6520IM [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 231n dated 13.04.2021 “On approval of the professional standard “Flight attendant”. https://docs.cntd.ru/document/603609954?marker=6520IM (In Russ)]
  18. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 235н от 13.04.2021 «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист транспортной безопасности на воздушном транспорте гражданской авиации». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384850/58b255edf5df8508446e1d72e8a8813aa106d1e1/ [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 235n dated April 13, 2021 “On approval of the professional standard “Specialist in transport security in civil aviation air transport”. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384850/58b255edf5df8508446e1d72e8a8813aa106d1e1/ (In Russ)]
  19. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 532н от 14.09.2022 «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по организации обслуживания пассажирских перевозок воздушным транспортом». https://docs.cntd.ru/document/352026572?marker=6520IM [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 532n dated September 14, 2022 “On approval of the professional standard “Employee for organizing passenger transportation services by air transport”. https://docs.cntd.ru/document/352026572?marker=6520IM (In Russ)]
  20. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 464н от 04.08.2022 «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405146113/ [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 464n dated 04.08.2022 “On approval of the professional standard “Civil Aviation Aircraft Ground Handling Worker”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405146113/ (In Russ)]
  21. Статья 27 «Основные обязанности сотрудника полиции» Федерального закона Российской Федерации № 3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/51d39b421b77a041c787ac28aaba6d2527c151f5/ [Article 27 “Basic Duties of a Police Officer” of the Federal Law of the Russian Federation No. 3-FZ of 07.02.2011 “On the Police”. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/51d39b421b77a041c787ac28aaba6d2527c151f5/ (In Russ)]
  22. Бояринцев В.В., Пасечник И.Н., Рыбинцев В.Ю. Медицинская помощь в самолете: каковы наши возможности и перспективы. Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2019; 3: 35–43. [Boyarintsev V.V., Pasechnik I.N., Rybintsev V.Y. In-flight medical aid: what are our capabilities and prospects. Kremlin Medicine Journal. 2019; 3: 35–43. (In Russ)] DOI: 10.26269/psn6-5432
  23. Бобровская О.Н. Правовые и этические компоненты оказания медицинскими работниками первой помощи в пути на общественном транспорте. Медицинское право. 2020; 6: 29–34. [Bobrovskaya O.N. Legal and ethical components of first aid treatment by medical workers during travel by public transport. Medical Law. 2020; 6: 29–34. (In Russ)]
  24. Дежурный Л.И., Закурдаева А.Ю., Колодкин А.А. и др. Первая помощь в Российской Федерации: на пороге перемен. Медицина катастроф. 2024; 4: 5–12. [Dezhurnyy L.I., Zakurdaeva A.Y., Kolodkin A.A., et al. First Aid in the Russian Federation: at the Threshold of Change. Meditsina Katastrof = Disaster Medicine. 2024; 4: 5–12. (In Russ)] DOI: 10.33266/2070-1004-2024-4-5-12
  25. Сайт «Профессиональные стандарты» https://profstandart.rosmintrud.ru/ [Website “Professional Standards” https://profstandart.rosmintrud.ru/ (In Russ)]
  26. Официальный сайт компании «S7 Airlines» https://www.s7.ru/ru/doctors-on-board/ [Official website of S7 Airlines https://www.s7.ru/ru/doctors-on-board/ (In Russ)]
  27. Федеральный закон Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996 «Уголовный кодекс Российской Федерации». СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. [Federal Law of the Russian Federation No. 63-FZ of 13.06.1996 “Criminal Code of the Russian Federation”. SZ RF. 1996. No. 25. Art. 2954. (In Russ)]
  28. КоАП РФ Статья 19.20 «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)» Федерального закона № 195-ФЗ от 30.12.2001 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/3ff6f0e4ae3799834fa55e3cf0d88f2474bd3a3a/ [Code of Administrative Offenses of the Russian Federation Article 19.20 “Carrying out activities not related to making a profit without a special permit (license)” of Federal Law No. 195-FZ of 30.12.2001 “Code of the Russian Federation on Administrative Offenses”. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/3ff6f0e4ae3799834fa55e3cf0d88f2474bd3a3a/ (In Russ)]
  29. Берчанский К.А. Крайняя необходимость при причинении вреда в ходе оказания первой помощи. Актуальные проблемы российского права. 2022; 17(5): 116–133. [Berchanskiy K.A. Extreme necessity in case of harm during first aid. Actual Problems of Russian Law. 2022; 17(5): 116–133. (In Russ)] DOI: 10.17803/1994-1471.2022.138.5.116-133
  30. Порванова Е.Д. Юридические аспекты проведения сердечно-легочной реанимации в рамках оказания первой доврачебной помощи. Forcipe. 2019; 2: 226–226. [Porvanovа E.D. Legal aspects of cardiopulmonary resuscitation as part of first aid. Forcipe. 2019; 2: 226–226. (In Russ)]
  31. Дежурный Л.И., Шувалова Е.А., Лысенко К.И. и др. Принципы защиты от юридической ответственности лиц, оказывающих первую помощь пострадавшим, в международном и российском законодательстве. Менеджер здравоохранения. 2010; 6: 34–40. [Dezhurny L.I., Shuvalova E.A., Lysenko K.I., et al. Principles of protection from legal liability of persons providing first aid to victims in international and Russian legislation. Healthcare Manager. 2010; 6: 34–40. (In Russ)]
  32. Зябиров И.М., Зябиров А.И., Наумов Д.А. Юридическая ответственность за неумышленное причинение вреда жизни и здоровью при оказании первой помощи. Сурский вестник. 2020; 3: 81–86. [Zyabirov I.M., Zyabirov A.I., Naumov D.A. Legal liability for unintentional harm to life and health when providing first aid. Surskiy Vestnik. 2020; 3: 81–86. (In Russ)]
  33. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 259н от 24.05.2024 «Об утверждении требований к комплектации аптечки и укладки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий и лекарственных препаратов на гражданском воздушном судне». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409015010/#review [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 259n dated 05/24/2024 “On approval of requirements for the completeness of the first aid kit and kit for providing first aid using medical products and drugs on a civil aircraft”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409015010/#review (In Russ)]
  34. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 260н от 24.05.2024 «Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)». https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=472118 [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 260n dated 05/24/2024 “On approval of requirements for the complete set of first aid kits using medical products to victims of road traffic accidents (car)”. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=472118 (In Russ)]
  35. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 408 от 18.11.2024 «Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки и укладки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий и лекарственных препаратов на гражданском воздушном судне». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/410922966/ [Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation No. 408 of 11/18/2024 “On approval of requirements for the placement, storage and use of a first aid kit and kit for providing first aid using medical products and drugs on a civil aircraft”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/410922966/ (In Russ)]
  36. Методические рекомендации «Обеспечение воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Оказание первой помощи и медицинской помощи пассажирам и членам экипажа на борту воздушного судна» (утв. Министерством транспорта РФ 15 апреля 2022 г.). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404441288/ [Methodological recommendations "Provision of civil aviation aircraft with medicines and medical products. Provision of first aid and medical care to passengers and crew members on board an aircraft" (approved by the Ministry of Transport of the Russian Federation on April 15, 2022). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404441288/ (In Russ)]
  37. Коломейцев М.Г. Вопросы совершенствования правового регулирования оказания первой помощи и определения ее расширенного объема. Здравоохранение Российской Федерации. 2024; 68(2): 154–161. [Kolomeitsev M.G. Issues of improving the legal regulation of the first aid and determining its expanded scope. Health care of the Russian Federation. 2024; 68(2): 154–161. (In Russ)] DOI: 10.47470/0044-197X-2024-68-2-154-161
  38. Дежурный Л.И., Закурдаева А.Ю. Актуальность расширения объема оказания первой помощи для лиц, имеющих медицинское образование. Медицина катастроф. 2025; 1: 78–82. [Dezhurnyy L.I., Zakurdaeva A.Y. The relevance of expanding the scope of first aid for persons with medical education. Meditsina Katastrof = Disaster Medicine. 2025; 1: 78–82. (In Russ)] DOI: 10.33266/2070-1004-2025-1-78-82
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Вестник интенсивной терапии имени А.И. Салтанова